Подбор акустики по техническим параметрам
Premiumtechnologies.ru

Дизайнерский портал

Подбор акустики по техническим параметрам

Выбор акустических систем

Выбрать акустику одновременно легко и сложно. Легко – потому что её звучание просто должно вам понравиться, а сложно – потому что есть рамки бюджета и масса технических показателей. Вот с этими нюансами и попробуем разобраться в этой статье.

В процессе выбора появится ряд вопросов: что для вас значит понятие хорошая акустика? Насколько вы готовы потратиться и окупиться ли ваше приобретение? Насколько соответствует цена качеству и надежности акустических систем?

При выборе профессиональной акустики следует начать с того, что необходимо четко определиться с целями и функциями которые будет выполнять акустическая система и определить для себя бюджет будущей покупки. Будет ли это стационарное оборудование или оно будет использоваться в гастрольной деятельности. Как показатели акустической системы влияют на ее мобильность в работе. Как приобретенные акустические системы будут сочетаться по техническим характеристикам с уже существующим у вас оборудованием. Как правильно выполнить подключение акустических систем. Также следует хотя бы немного вникнуть в тенденции современного производства акустических систем. Во всех этих вопросах вам помогут разобраться наши специалисты, так как они имеют богатый опыт в данной сфере и смогут помочь в выборе и консультации в технических вопросах.

Обычно в сфере профессионального звука между потребителем (звукорежиссером, звукоинженером) и производителями выстраиваются длительные взаимоотношения. То есть, выбор продукции может быть обусловлен, прежде всего, маркой производителя и сложившимися предпочтениями потребителя.

О типах акустических систем. Акустические системы (далее – АС) бывают активные (со встроенным усилителем) и пассивные, то есть требующие подключения к усилителю. В первом варианте выбора сочетаний усилитель-колонка нет по определению – все в комплекте. Вопрос выбора между активной и пассивной акустикой скорее риторический, так как уровень качества звучания у них фактически не отличается.

Покупая активную акустику, вы полностью доверяетесь разработчику. Он уже подобрал все соединительные элементы, настроил частотные каналы на каждый динамик с помощью встроенного кроссовера и т.д. Ваша задача послушать систему в разных режимах мощности и … идти слушать следующую. Основное достоинство активной АС – мобильность, совместимость отдельных компонентов и встроенные дополнительные устройства типа микшер, аудиопроцессор, mp3-проигрыватель. Доступная мощность и качество сигнала зависит от фирмы производителя и от цены, а широкий ассортимент дополнительных принадлежностей обеспечивает применение активных АС как в стационарных установках, так и в различных конфигурациях на открытом воздухе.

Выбор пассивной акустики нужно начинать с усилителя. Основной показатель – мощность, т.к. в конечном итоге она превратится в тепловую мощность звуковой катушки динамика. При неправильном подборе появляются искажения (перегрузки) выходного сигнала усилителя, что может привести к выводу из строя акустики. Выходная мощность усилителя должна быть равной мощности акустики или процентов на 5 – 10 больше. Лучше всего использовать усилитель на 90% мощности (что соответствует максимальной мощности АС), чем усилитель меньшей мощности на 100%, который не дотягивает до максимальных значений мощности АС. При недостаточной мощности усилителя акустика не «раскроется» полностью. Естественно, сопротивление нагрузки колонок и усилителя должно быть согласовано.

HiFi и HiEnd, профессионалы и любители. Существует разное отношение к попыткам измерить параметры звука и описать их математически, то есть привести все АС к какой-то единой статистике, где можно будет понять какое устройство лучше, а какое хуже. Это разное отношение условно формирует две группы людей – ценители Hi-Fi и High-End аппаратуры. По сути, Hi-Fi и High-End – это всего лишь маркетинговые понятия и они не имеют какого-то четкого отражения в устройстве аппаратуры. Это скорее разные идеологии или способы мышления. Hi-Fi, что означает высокая точность, поддерживает определенные измерения для АС: стандарты измерений DIN 45500 или IEC 60581. Аппаратура, представленная производителем как Hi-End не претендует на технические измерения и описывается экспертами в виде субъективных ощущений и предпочтений. Любители Hi-End – особое сообщество, где каждый верит, что не зря заплатил большие деньги. Они могут часами говорить о «прогреве» динамиков, наушников, усилителей и еще о многих субъективных факторах, которые невозможно измерить. Часто устройства High-End класса имеют экономически необоснованную цену из-за применения сверхдорогих элементов и необычайно смелых инженерных решений, ручной сборки или винтажного вида. Для профессиональной аудиоаппаратуры такой подход, конечно же, неприемлем.

Рассмотрим самые основные особенности акустических систем, о которых стоит задуматься при покупке.

Звучание. Акустическая система – это конечный элемент всей цепочки звукового сигнала и она должна поддерживать высокий уровень качества. Когда выбираешь акустику – хочется послушать множество моделей. В этом и есть проблема: во-первых, очень трудно найти в одном месте все интересующие модели, во-вторых, хорошо было бы послушать АС в помещении, где она будет работать, в-третьих, само помещение в магазине может быть не приспособлено к адекватному прослушиванию. Начинать, все-таки, нужно с просмотров результатов объективных измерений и документации.

Переходим к объективным характеристикам.

Основные характеристики акустических систем:

  • диапазон воспроизводимых частот;
  • мощность;
  • амплитудно-частотная характеристика (АЧХ);
  • чувствительность;
  • динамический диапазон;
  • сопротивление.

Достаточным диапазоном воспроизводимых частот считается полоса 20 – 20000 Гц. Пожалуй, это все, а дальше все зависит от ваших способностей. Фактически большинство людей (особенно после 30 лет) частоты выше 16 кГц и ниже 30 Гц воспринимают слабо. Можно увеличить громкость, но дальше уже все зависит от АЧХ – зависимость уровня выходного сигнала от частоты. Идеальная АЧХ – прямая горизонтальная линия на уровне номинальной мощности. К сожалению это невозможно, АЧХ выглядит, примерно так:

Мощность колонок (не путать с громкостью) измеряется в ваттах (Вт) и определяет максимально возможную мощность подаваемого электрического сигнала. Наиболее объективными считаются показатели номинальной (Nominal) и среднеквадратичной мощности (RMS). Вокруг показателей мощности существует множество кривотолков и дискуссий, в основном потому, что для завышения значения данного показателя иногда происходит подмена понятий, например, не указывается стандарт измерения или не соблюдаются какие-либо условия измерения. Многие производители указывают в рекламе мощность без обозначения стандарта, а уже в паспорте на изделие можно увидеть обозначение мощности – PMPO или Peak. В таком режиме недопустимо длительное использование акустики – на то она и пиковая, чтобы услышать искажения от перегруза и сбавить громкость. Детальнее в вопросах соответствия мощности вам помогут разобраться во время приобретения оборудования наши специалисты.

Чувствительность системы – один из основных параметров, который определяет возможность преобразования электрической энергии в звуковую. То есть, возможность донести все нюансы музыкальной палитры даже при малой мощности. При высокой чувствительности мы получаем более громкий звук на высоком уровне напряжения и в тоже время динамики хорошо раскачиваются при малом уровне выходного напряжения. В документации обычно чувствительность обозначается в децибелах, а измеряется на расстоянии 1 м от диффузора громкоговорителя на мощности в 1 Вт.

Динамический диапазон должен интересовать в первую очередь любителей классики, джаза и другой музыки с массой тончайших прорисовок, так как он отвечает за точность воспроизведения фонограмм со значительными перепадами динамики. Измеряется параметр в дБ – чем больше, тем лучше передается музыкальная палитра трека.

Последний из основных параметров – сопротивление системы, называемое в документации импедансом. Это полное электрическое сопротивление по переменному току. Обычно 4. 6, 8, 16 Ом. На качество звука не влияет. Нужно быть внимательным при подключении к усилителю. Если импеданс АС ниже допустимого усилителем, то последний наверняка выйдет из строя, предварительно поработав со значительными искажениями, а если больше рекомендуемого, то, как минимум, вы потеряете в мощности.

Один из указываемых параметров – коэффициент гармоник (THD) – уровень нелинейных искажений сигнала (растет с ростом мощности), вносимых паразитными гармониками в полезный сигнал. Измеряется в процентах как отношение мощности суммы гармоник к мощности сигнала. Чем он выше, тем хуже качество звука. Особенно важным этот параметр будет при выборе активных АС, наряду с соотношением сигнал/шум.

Сигнал/шум (SNR, Signal-to-NoiseRatio) – отношение полезного сигнала на выходе усилителя к собственному паразитному шуму на входе. Измеряется в дБ, чем больше, тем лучше. Определяется слушателем в паузах и на малой громкости.

Вес. Это весьма важный вопрос, особенно для портативных акустических систем. Понятно, что на вес влияет совокупность всех компонентов используемых в АС. Для стационарных АС, таких как модули линейных массивов, рупорные АС, мощные сабвуферы – свойственны корпуса из дерева, МДФ или проклеенной многослойной фанеры. Для портативной акустики в изготовлении корпуса используются легкие материалы – пластик АБС, полипропилен и т. п. Также с точки зрения веса стоит обратить внимание на то, какой магнит используется в динамиках АС. Неодимовый магнит намного эффективнее традиционных ферритовых магнитов, что дает преимущество в весе, так как можно использовать меньший «кусок» магнита с такими же показателями. В конструкции НЧ динамика может применяться стальная или алюминиевая корзина. Для 15-дюймового динамика разница в весе между материалами может быть значительной. Считается, что алюминиевая рама, кроме легкости обладает хорошими антирезонансными и теплоотводными характеристиками. Учитывая фактор веса, можно сказать, что многие шикарные в плане выдаваемого ими звука «ретро» модели АС потеряли свою актуальность. К примеру, двухполосная широкодиапазонная модель, выполненная на 12-дюймовом динамике, с весом 42 кг выглядит на сегодняшний день как представитель вымирающего вида динозавров.

Объем. В некоторых случаях следует учитывать объемы стационарных и портативных АС. Для фиксированных инсталляций этот вопрос актуальный, если установка будет производиться в пределах каких-либо конструктивных ниш. Для портативной АС могут быть различные масштабы комплектов, но принцип один и тот же – аппаратура должна поместиться в предусмотренном для ее перевозки транспорте. Об этом следует побеспокоиться до покупки.

Цвет. Чаще всего производители АС предлагают на выбор два цвета – черный и белый. Но если требования к акустике в плане сочетания с интерьером особые, можно уточнить какие еще цвета может предоставить производитель и можно ли произвести покраску своими силами.

M >› Блог › Как правильно подобрать динамики для Вашего автомобиля

Широк и разнообразен мир автомобильных акустических систем, есть в нем представители абсолютно различные по форме, размерам, техническим характеристикам, назначению, и конечно — по цене. Но прежде чем мы начнем разбираться со всем этим, не лишним будет уяснить, какие динамики предпочтительнее подходят именно для Вашего авто.

Любой бывалый установщик автозвука увлеченно изложит, какое это всё-таки тонкое умение — возведение классной авто аудиосистемы. Это на самом деле искусство, которое требует индивидуального подхода, впрочем ключевые основы в подборе компонентов и установке чрезвычайно просты и понятны.

Покупается лучшее по звучанию, насколько это Вам позволяет бюджет, и ставится по тому же принципу. Например, для установки динамиков выбирается место не самое удобное, а самое оптимальное по законам акустики. А если же спуститься с высот чуток пониже, к аудиосистемам начальной ступени, то обнаружится, что они пребывают на противоположном полюсе не столько по цене компонентов, но и по концепции инсталляции — урезанная часть бюджета устанавливает самую простую установку и сбережение заводского салона автомобиля.
В данный момент речь пойдет о стандартных решениях замены штатных динамиков на наиболее качественные покупные или для установки динамиков в авто, вначале лишенный аудиосистемы и имеющий только пустые штатные места под динамики.

Идеал теоретический и практический

Пример установки твитера в дверь автомобиляВ идеальном варианте фронтальные авто динамики должны быть расположены аналогично домашним, то есть левый и правый на одинаковом удалении вперед от слушателя, кроме того на том же уровне, что и его голова. Тем не менее в автомобилях такого рода размещение невозможно, и остается ограничиваться тем, что есть — то есть выбор мест монтажа динамиков должен минимизировать нарушения законов акустики. Иначе говоря, динамики лучше всего по возможности вынести более вперед: таким образом сократится условная разница в расстояниях от слушателя до левого и правого каналов. С учетом отличительных черт автомобильных динамиков, среди которых существенную роль играет сохранение характеристик при сильном смещении слушателя от оси излучения, это размещение способно обеспечить наиболее высококачественное звучание.

Читать еще:  Бойлер своими руками

Идем далее, благодаря тому, что компонентные акустические системы имеют разные звуковоспроизводящие головки, это предоставляет свободу выбора места установки каждой из головок. Но стоит понимать, что в рамках одного канала, всем головкам компонентной системы целесообразно находится в непосредственной близости друг от друга. Тесное месторасположение имеет большое количество преимуществ, так как при прослушивании исходит наиболее целостное и слаженное звучание.

На практике следование теоретическим инструкциям означает, что наилучшим местом в автомобиле для установки фронтальных акустических систем — это левый и правый края торпедо и граничащая с ними область передних стоек. При всем этом направленность любой из головок может быть разной — например, одни работают на отражение от лобового стекла, другие же — обращены на водителя. Вариаций на тему ориентации динамиков в автомобиле немало, лучший вариант можно определить лишь экспериментально, и зависит он от большого количества факторов.

🔎 Зачем же нужны все эти хитрости?

Факт таков, что в хорошей аудиосистеме ожидается, что динамики не только будут показывать чистое и насыщенное по тембрам звучание в полном спектре частот, но и «возведут» звуковую сцену. Иначе говоря: дать почувствовать, что звук идет не из багажника, не из дверей, не откуда-то из-под ног, а вообще не «привязан» к динамикам. Если все было установлено верно, то перед водителем, либо пассажиром, или же и перед тем и другим — смотря какие цели преследовались при монтаже, — развернется широкая и бездонная «виртуальная» звуковая сцена с исполнителями, размещенная на уровне головы слушателей. Впечатления от такой сцены, воистину завораживающие и в большой ступени оказывают внушительное влияние на общее наслаждение от прослушивания.

Одна неувязка — «вписать» по бокам торпедо полноценные динамики, включая довольно таки масштабные НЧ/СЧ-головки, будет весьма кропотливой задачей. Чтобы достичь желаемого результата понадобиться полностью переделать торпедо, на что решится далеко не каждый владелец автомобиля, кроме того это ещё и огромный удар по карману. Несмотря на все вышесказанное в кругу спортсменов по автомобильному звуку, готовых на радикальные меры в погоне за качественным звуком, похожая схема размещения вполне востребована.

Таким образом, можно сделать вывод, что теоретический идеал размещения динамиков недосягаем, а фактический обойдется дорого и хлопотно. В этом случае остается ни что иное как пойти путем компромиссов. Таковым компромиссом для недорогих по монтажным расходам аудиосистем уже давно стала традиционная схема с размещением СЧ/НЧ головки двухкомпонентных акустических систем в нижнем переднем крае двери, а ВЧ-головки — или в «треугольниках» с внешней стороны двери напротив зеркал, или на передних стойках, или в том самом уголке торпедо. Такого рода размещение сулит пусть не отличные, но вполне сносные результаты, а воплотить всё это в жизнь довольно несложно для большинства автомобилей. Не говоря уже о том, что, такая схема встречается, в том числе и в установках топ-уровня, хотя там для более качественного звучания применяется масса хитростей — например, выверенные с точностью до градуса углы установки всех головок, эксперименты с различными частотами среза в кроссовере, помощь в виде DSP-процессора и т.п.

🔎 Удобный вариант — не всегда является синонимом лучшего

Прежде чем начать подбирать подходящие по размеру динамики для уже имеющихся в автомобиле штатных гнезд, хорошо бы окинуть данные места критическим взглядом. Как ни прискорбно, довольно таки часто они размещены там, где практически никакими мерами достигнуть отличного звучания не получится. Такое размещение — это даже не компромисс, а абсолютно неспособный улучшить качество звучания вариант, из-за которого не стоило и голову морочить. В таком случае, невзирая на все соблазны удобства, понадобиться все-таки, поискать другие места установки, насколько это возможно приближенные к практическому идеалу. Существенное увеличение затрат из-за формирования новых штатных мест более чем оправданно эффективным улучшением звучания. Кроме того, затраты возрастут незаметно — благо, двери в автомобиле и передние стойки (если они не заняты полностью на всю длину подушками безопасности), в каких, наверное, и окажутся новые штатные места, представляют очень несложной и вполне удобный начальный материал для вероятных переделок.

Примером неважных штатных мест может служить наши отечественные модели АВТОВАЗа с мизерными местами установки, которые расположены вертикально в торпедо и предполагающие установку динамиков обращенных фронтальной стороной к задней части авто. Но к счастью, или к сожалению, не только наш отечественный автопром способен на такого рода «творения». Существует немало автомобилей совершенно замечательных во всех своих проявлениях, кроме одного — аудиосистемы и воплощения штатных мест под динамики в частности.

Самые известные варианты неудавшихся штатных мест для монтажа фронтальных акустических систем, которые вынуждают выискивать себе альтернативу:

• вертикальные на торпедо(в большинстве случаев, при таком расположении, размер штатного установочного отверстия чрезмерно мал для монтажа довольно басовитых динамиков, а про построение звуковой сцены либо хоть какое-нибудь наслаждение от стереоэффекта можно вообще забыть);

• в задней части передних дверей снизу либо на средней полосе, когда динамик оказывается позади слушателя и играет практически в подушечку сиденья или же в локоть водителя либо пассажира;

• размещение динамика со смещением от передней части двери.

🔎 Установка автомобильных твитеров в двери

К слову, с недавних пор, некоторые серьезные автопроизводители повадились встраивать высокочастотные динамики в углубления под ручку открывания двери — как дизайнерская фишка это смотрится и вправду эффектно, но со стороны звука — совершенно неправильно. Размещение СЧ-динамиков трехкомпонентных систем где-нибудь в области подлокотника. Не секрет, что среднечастотный динамик вносит решающую лепту в построение звуковой сцены, и наилучшее место для его размещения является торпедо автомобиля. Иначе говоря, в дверях им делать абсолютно нечего, ну а если так всё-таки поступают в серьезных инсталляциях, то задействуют специальные подиумы с серьезным «доворотом» на слушателя, собственно к штатным решениям это никакого отношения не имеет.
К превеликой радости, успешные варианты фронтальных штатных мест, которые соответствуют традиционной схеме с СЧ/ВЧ динамиком в передней части двери и вероятной ВЧ-головкой в «треугольнике» двери, на торпедо либо внизу передних стоек, последние несколько лет встречаются часто. Более чем повезло владельцам минивэнов и прочих машин с близким к, так именуемому, однообъемному кузову — обычно, у них в значительной степени вытянутое вперед торпедо, по бокам которого нередко можно выявить штатные места под динамики, при этом не только высокочастотные головки, но и более крупного размера, например 10-см, а то и 13-см головки. Туда так и хочется поставить СЧ — и ВЧ-динамики либо одни высококлассные коаксиальные динамики. Однако было бы неплохо дополнить данные излучатели отдельным НЧ-динамиком в дверях, даже если это не было предусмотрительно самим производителем.

Все приведенные здесь советы предполагают, что фронтальные динамики будут довольно басовитыми. Известный в штатных системах и неграмотных установках вариант, когда фронтальные акустические системы малых размеров работают с поддержкой басовитых тыловых динамиков, может показаться очень привлекательным исходя из убеждений про простоту установки, но имеет неисправные недочеты в звучании. По сути, с тыловыми динамиками так называемых «правильных» систем дела обстоят ещё проще, нежели в «народных» — часто их там вообще нет, а относительно басовой помощи, то её гарантирует специальный сабвуфер. Сабвуфер действительно устанавливают сзади, но эта совершенно редкая составляющая аудиосистемы, которая к тыловым акустическим системам не имеет практически никакого дела.
Когда сложившиеся слушательские вкусы всё таки предполагают присутствие тыловой акустики, то для данной роли абсолютно сгодятся коаксиальные модели попроще классом, нежели фронтальные. При этом басовитости от тыла не требуется, так что размеры акустических систем не имеют особого значения. Для систем «мобильного кинозала» тыловые динамики просто необходимы, но и тут правило согласования между тыльными и фронтальными сберегается по классу и размерам — фронтальные обязаны быть лучше и басовитее. На практике всё совершенно до наоборот, и по довольно несложной причине: сзади места всё-таки больше для установки более крупных динамиков.

Автоакустика: характеристики, типы, виды

Область применения

— Автомобильная. Классические акустические системы, рассчитанные на использование в авто. Характеристики и функционал могут сильно отличаться от модели к модели, однако общим является то, что все они рассчитаны в первую очередь на салоны, не подверженные воздействию непогоды, и не имеют специальной защиты от неблагоприятных воздействий (например, брызг).

— Мореходство. Акустические системы, рассчитанные в первую очередь на установку в водные транспортные средства (катера и яхты). Для таких моделей характерна повышенная защищённость корпуса (как минимум, защита от влаги), обычно их можно устанавливать в открытые рубки, не боясь попадания брызг. Технически большинство моделей можно устанавливать и в авто, однако это не всегда имеет смысл, т.к. защищённый корпус обычно ощутимо влияет на цену, а окупается он только в отдельных случаях (например, на внедорожниках в экстремальных экспедициях).

— Мототехника. Акустика, предназначенная для мотоциклов, квадроциклов и другого аналогичного транспорта. Подобное применение связано с двумя моментами: во-первых, в мототехнике не так много места под дополнительное оборудование, во-вторых, это оборудование работает, по сути, под открытым небом. Соответственно, ключевыми особенностями мотоакустики являются небольшие размеры и повышенный уровень пылевлагозащиты.

Штатная автоакустика для

Модели авто, для которых предназначена штатная автоакустика.

Штатные модели могут делаться как под конкретную марку, так и под довольно обширный модельный ряд, включающий автомобили разных производителей. Однако в любом случае стоит помнить, что даже одна и та же модель авто может иметь несколько версий, различающихся по конструктивным особенностям. Поэтому при покупке штатной автоакустики не помешает отдельно уточнить его фактическую совместимость с конкретным автомобилем, даже если данная модель указана в характеристиках модели.

— Широкополосная АС. Простейший тип акустики: для воспроизведения всего диапазона частот используется один динамик. Преимуществами таких АС являются простота конструкции (как следствие — низкая стоимость) и лёгкость монтажа. С другой стороны, качество звука широкополосных динамиков значительно ниже, чем у специализированных (см. ниже).

— Компонентная АС. Наиболее продвинутый тип автоакустики: она имеет отдельные динамики для каждой полосы частот (см. «Количество полос»), что позволяет настроить звучание каждого динамика по своему желанию и обеспечивает высокое качество звука. Если последнее для Вас является главным фактором при выборе автоакустики, стоит обратить внимание именно на компонентные АС. Правда, и стоят такие системы недёшево, а их монтаж может оказаться довольно сложен вследствие большого количества динамиков.

— Коаксиальная АС. Своеобразный компромисс между компонентными и широкополосными АС: в таких системах высоко- и среднечастотные динамики небольшого размера размещены прямо перед диффузором более крупного низкочастотного, на одной оси с ним. Такая конструкция упрощает монтаж, снижает стоимость и позволяет добиться более качественного звучания, чем у широкополосных АС. Правда, это качество всё равно ниже, чем у компонентных систем, а потому «коаксиалки» применяются обычно либо в роли тыловых динамиков, либо тогда, когда . по каким-то причинам (например, из-за стеснённых условий) установить компонентную АС невозможно.

— Корпусная АС. Динамики таких акустических систем размещаются в отдельном корпусе (корпусах). Это значительно упрощает установку — Вам не придётся искать динамики под размер существующих ниш или даже прорезать эти ниши специально, как в других типах АС. С другой стороны, и места в салоне такая акустика занимает больше.

— Среднечастотная АС. Как следует из названия, такая АС воспроизводит только среднюю полосу частот, «обрезая» самые высокие и самые низкие. Технически может использоваться как отдельная АС, однако обычно это не оправдано. А потому на практике среднечастотная акустика обычно устанавливается как часть более продвинутой системы компонентного типа (см. выше).

— Твитер. Динамик, предназначенный для воспроизведения высоких частот. Из-за специализации отдельно не используется, применяется в сочетании с среднечастотной АС для построения систем компонентного типа (см. выше).

Типоразмер

Количество полос

Номинальная мощность

Номинальная мощность акустической системы. Чаще всего в качестве номинальной указывают среднюю (среднеквадратичную) мощность звука.

Самый очевидный момент, связанный с данной характеристикой — громкость звучания: чем мощнее акустика, тем громче звук она способна выдать, при прочих равных. Кроме того, от этого показателя зависит совместимость с внешним усилителем: его мощность не должна превышать мощности акустики, иначе возможны перегрузки и повреждения динамиков.

Читать еще:  Запах сырости в машине

Максимальная мощность

Частотный диапазон

Общий диапазон звуковых частот, воспроизводимый всеми динамиками АС.

Очевидно, что этот диапазон не должен быть слишком узким, дабы акустика не срезала нижний и/или верхний предел частот воспроизводимого звука. В то же время человеческое ухо воспринимает звук в пределах 16 Гц – 22 кГц, и предусматривать в колонках более обширный диапазон частот попросту не имеет смысла. Также напомним, что в среднечастотной акустике и твиттерах воспроизводимые частоты ограничены из-за специализации (подробнее см. «Тип»). А общее качество звучания будет зависеть не только от данного показателя, но и от целого ряда других особенностей.

Импеданс

Чувствительность

Внешний кроссовер

Позолоченные контакты

Охлаждение ферромагнитной жидкостью

Диаметр ВЧ-динамика

Диаметр высокочастотного динамика (динамиков), предусмотренного в конструкции АС.

Диаметр влияет на количество места, необходимое для установки динамика. Впрочем, для высоких частот не нужны крупные диффузоры, поэтому этот размер, как правило, невелик и не особо влияет на общие габариты АС. Единственное исключение — отдельные высокочастотные динамики-твиттеры (см. «Тип»), где общие габариты корпуса напрямую связаны с размером диффузора.

Диаметр СЧ-динамика

Диаметр среднечастотного динамика (динамиков), предусмотренного в АС. Под среднечастотным в данном случае может подразумеваться также комбинированный НЧ/СЧ динамик или излучатель широкополосной акустики (см. «Тип»).

Размер СЧ-динамика нередко является ключевым параметром, определяющим общие габариты акустики и, соответственно, требования к месту её установки. Исключения могут встречаться лишь среди моделей с отдельными НЧ-динамиками (см. ниже). А вот с точки зрения акустики более крупный размер позволяет добиться более высокой мощности и более насыщенного звучания, в т.ч. на басах.

Диаметр НЧ-динамика

Диаметр низкочастотного динамика (динамиков), предусмотренного в АС.

Данный размер указывается только для моделей, имеющих отдельные басовые динамики. В такой акустике именно НЧ-излучатель является самым крупным (это связано с физическими особенностями басового диапазона). Соответственно, место, занимаемое всей системой, определяется в основном именно диаметром НЧ-динамика. А поскольку мощность и насыщенность басов также напрямую зависит от размера излучателя, то при выборе приходится исходить из компромисса между возможностями акустики и доступным пространством в авто.

Монтажная глубина

Монтажная глубина автоакустики — по сути, размер динамика в глубину. Отметим, что для компонентных комплектов (см. «Тип») данный параметр приводится для самого крупного динамика, а для корпусных моделей он вообще неактуален.

Монтажная глубина, наряду с диаметром динамика (см. выше), определяет количество места, необходимое для установки АС — в данном случае то, насколько глубокая ниша потребуется для нормального монтажа. При этом чем крупнее динамик — тем, как правило, больше и глубина установки. А при схожих диаметрах равном типоразмере более мощная модель с большой вероятностью будет и более «глубокой».

Наименьшее количество места — до 15 мм в глубину — требуют некоторые колонки-твиттеры. Глубина 16 – 30 мм является нормальной для твиттеров и очень небольшой — для акустики общего диапазона, большинство таких моделей имеют глубину от 30 мм и более. При этом широкополосные динамики обычно «утапливаются» не более чем на 60 мм, компонентные системы — не более чем на 90 мм, а большая глубина может потребоваться лишь для некоторых коаксиальных и среднечастотных моделей и, как ни странно, твиттеров.

Как выбрать акустическую систему Hi-Fi?

Hi-Fi – как много в этом слове… Когда в конце 80-х на территорию СССР хлынули первые японские аудиосистемы, стало модно собирать целые комплекты с хорошим звуком. С тех пор прошло много времени, и Hi-Fi аудиосистемы стали использоваться не только для прослушивания музыки, но и для аккомпанирования фильмам и компьютерным играм. И самое главное, Hi-Fi теперь доступен практически любому желающему. Вопрос только в потребностях и качестве звучания.

Многие рано или поздно сталкиваются с потребностью улучшить звук своей аудиоаппаратуры. Для большинства в какой-то момент становится недостаточно простых компьютерных колонок: и баса не хватает, и середина «жидковата». А некоторые «переросли» свою нынешнюю аудиосистему и хотят ещё глубже погрузиться в чудесный мир звука. В любом случае, придётся выбирать себе новую Hi-Fi аудиосистему. Но всё не так просто. Стоит только начать выбирать подходящую модель, как на голову сваливается поистине грандиозный водопад из фирм, характеристик, линеек, моделей, комплектаций. С одной стороны, это хорошо. Но с другой – как выбирать-то?

Разобраться в огромном рынке Hi-Fi аудиосистем сложно, но возможно. Самое главное – понять, что именно вам нужно, для каких целей вы будете использовать вашу систему. Далее – разобраться в ряде несложных технических параметров. И всё. Вернее, закончился подготовительный этап. А самое сложное впереди, и от этого не отделаться.

Различаются аудиосистемы разных ценовых уровней, существует множество вариаций подбора оборудования, есть всевозможные технические характеристики. Но подобрать подходящую именно вам аудиосистему могут только ваши уши. Дело в том, что каждый из нас воспринимает звук по-своему. Мало того, что мы слышим разный диапазон чистот, так ещё наши привычки и музыкальные предпочтения играют важную роль. Так что нужно ехать в магазины и слушать, слушать и ещё раз слушать. Иначе вы рискуете ткнуть пальцем в небо и купить систему, которой не будете довольны. Другой вопрос, что цены в магазинах чаще всего выше. Но никто же не мешает вам выбрать систему там, а купить в интернете?

Начать разбор аудиосистем Hi-Fi стоит с того, что они состоят из трёх основных частей: проигрывателя, усилителя и непосредственно акустической системы. В этой статье мы будем говорить только об акустических системах. При этом выбор сабвуфера – это отдельная большая тема, и её мы раскрываем в другой статье.

Чем различаются акустические системы?

У вас долгая история любви с Hi-Fi аудиосистемами? Вы аудиофил, который слышит самые трудноуловимые частоты? Вы можете позволить себе всё самое лучшее?

Если вы не ответили «да» ни на один из этих вопросов, то не стоит сразу бросаться на лучшие аудиосистемы. Не потому даже, что вы, скорее всего, не почувствуете ту разницу в звучании между бюджетными и самыми дорогими системами, которую слышат аудиофилы. А потому что стоимость самых лучших систем начинается примерно от 7500$. Готовы ли вы потратить такую сумму? Если нет, то лучше начать с бюджетного варианта. Для новичка в мире Hi-Fi вполне будет достаточно системы базового и среднего класса. А со временем вы, возможно, поймёте разницу и решитесь перейти на систему более высокого класса.

Состав комплекта

Это ключевой параметр, так как именно от состава комплекта колонок зависит соответствие системы вашим потребностям.

Для чего вам нужна аудиосистема?

Если вы заядлый меломан, собираете коллекцию редких дисков или винила с «битлами» и Майклом Джексоном, то вам подойдёт традиционная стереопара (или трифонический комплект – две фронтальные колонки и сабвуфер). Также этот вариант ваш, если вы любите «погонять в батлу» или CS и хотите полностью погрузиться в игровой мир. Если же вы обожаете фильмы, планируете установку большого экрана или проектора (а может быть, у вас он уже есть) и хотите насладиться глубоким погружением во время кинопросмотра, то лучше остановить свой выбор на комплекте акустики 5.1 (6.1, 7.1 и т.д.) Такой же совет можно дать самым утончённым меломанам, аудиофилам, любителям классической музыки и электроники.

Если же вам нужен универсальный вариант, то можете выбрать любой из двух вариантов: и хорошая стереопара, и система 5.1 справится с необходимой нагрузкой. Но учтите, что хороший комплект 5.1 будет гораздо дороже хорошей стереопары.

Напольные и полочные

Одним из важнейших различий между колонками являются их габариты. Маленькие колонки, полочные, можно поставить и на стол (но всё же лучше на специальную стойку), большие, напольные, стоят на полу.

Если вы знаете основы физики, то чаще всего (в первую очередь, в НЧ – диапазоне) верно утверждение, что чем больше колонка, тем лучше звук. Конечно, всё зависит от задач и вашего помещения. Но не торопитесь делать выводы. Во-первых, напольные колонки гораздо дороже. Во-вторых, если вы планируете установить акустическую систему в стандартную «однушку», то размера помещения просто не хватит для того, чтобы полностью раскрыть потенциал напольных колонок – им нужно больше пространства.

Поэтому для маленького помещения берём «полочники» (лучше будет, если вы поставите их на специальные стойки), а для большого – «напольники». Но всё же не стоит покупать слишком маленькие фронтальные колонки.

Чувствительность громкоговорителя

Эта характеристика – уровень звукового давления, который будет создавать система при поступлении на неё сигнала с усилителя, измеряется в дБ/Вт*м. При одинаковой мощности чем выше чувствительность акустической системы, тем более громкий звук она способна выдать. Акустика с высокой чувствительностью будет звучать громче с не слишком мощным усилителем. Но акустическая система с небольшой мощностью в паре с мощным усилителем выдаст более громкий звук, чем акустика с высоким уровнем чувствительности. Также следует помнить, что мощный усилитель может повредить чувствительные динамики.

Диапазон частот

Звук – это явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний. Человеческое ухо способно слышать звуковые колебания в диапазоне от 16 Гц до 20 кГц. Если говорить об этом диапазоне, то его условно разделяют на бас, средние и высокие частоты. Бас – 10 – 200 Гц; средние – 200 Гц – 5 кГц; высокие – 5 кГц – 20 кГц.

Диапазон частот – это один из самых главных параметров. Чем ближе диапазон частот акустической системы к показателям 16 – 20000 Гц (воспринимаемых человеком), тем лучше. Для сравнения – средние показатели полочной акустики – 60 – 20000 Гц, а напольной – 40 – 20000 Гц. Но бывают исключения, так что лучше обратить особое внимание на эту характеристику.

Кстати, многие модели средних и высоких ценовых категорий имеют высшую границу частотного диапазона выше 28000 Гц. Не стоит не думая бросаться на такие колонки: не забываем про воспринимаемый человеческим ухом диапазон.

Количество полос

В идеале аудиосистема должна состоять из одного широкополосного динамика с полным диапазоном частот 20 – 20 000 Гц. Но на практике это очень трудно осуществить, поэтому акустические системы разбивают на полосы, чаще всего две или три.

Акустические системы среднего ценового диапазона обычно имеют две полосы: низкочастотную (одновременно отвечающую и за средние частоты) и высокочастотную. В более дорогих акустических системах добавляется ещё одна среднечастотная полоса.

Если вы будете слушать в основном вокальную музыку, то двухполосных систем вам хватит. То же относится к тем, кто ищет колонки для игр и работы на компьютере.

Для прослушивания электронной или классической музыки и просмотра фильмов в домашнем кинотеатре лучше приобрести трёхполосную систему.

Сопротивление (импеданс)

Эта характеристика означает полное электрическое сопротивление системы. Наиболее встречаемые значения – 4, 6 и 8 Ом. Важнее всего этот параметр для подбора усилителя: параметр импеданса у него должен быть таким же. Несоответствие импеданса у акустики и усилителя может вызвать серьёзные проблемы. Если при одинаковой мощности обоих устройств импеданс у колонок выше, чем номинальное сопротивление усилителя, то колонки будут звучать тише. Если же импеданс колонок ниже, то усилитель может сгореть. Так что, если усилитель у вас уже есть, то это упростит выбор акустической системы: выбираем из подходящих по импедансу.

Максимальная мощность

Это максимально возможная подводимая электрическая мощность при определенном нормированном коэффициенте нелинейных искажений. Многие считают, что этот параметр означает, как громко будут звучать колонки. Но это не совсем верно. Показатель мощности говорит о том, что при подведении сигнала указанной мощности динамическая головка или акустическая система не выйдет из строя. Следовательно, очень важно, чтобы мощность акустики соответствовала или превышала мощность усилителя.

Читать еще:  Установка смесителя на акриловую ванну

При выборе усилителя и акустической системы, желательно, чтобы реальная максимальная мощность акустической системы превышала мощность усилителя на 30 процентов или более. В этом случае вы будете застрахованы от выхода из строя акустики из-за подачи на нее сигнала недопустимо большого уровня. Если выбирать вариант для дома, то более чем достаточно показателя 100 Вт. При этом вряд ли когда-нибудь вы будете слушать что-то на максимальной громкости. Для больших же помещений стоит обратить внимание на более высокие показатели мощности – в зависимости от площади комнаты.

Система в целом

Приобретя очень дорогую акустику и подключив её к слабенькой аудиокарте, не стоит ожидать фантастического звука, но вполне вероятно появление искажений. И наоборот, купив лучший на рынке усилитель к дешёвым колонкам, вы просто выбросите деньги на ветер.

Очень важно, чтобы все звенья цепочки (усилитель – акустическая система – сабвуфер – коммутация) правильно между собой сочетались.

Во-первых, всё оборудование должно подходить друг другу по техническим характеристикам (к примеру, сопротивление).

Во-вторых, аппаратура должна быть одного класса (пример со встроенной аудиокартой и дорогой акустикой).

В-третьих, всё должно между собой сочетаться для гармоничного звучания. Если вы новичок и не особо разбираетесь в рынке аудиосистем, лучше приобретите полный комплект от одного производителя. Так вы точно не прогадаете.

Критерии выбора

Итак, мы рассмотрели все основные характеристики. Их много, но в них необходимо разобраться. Ведь вы покупаете не очередной смартфон или видеокарту: акустическая система будет долгие годы радовать ваши уши. А самое главное, она и через 10 лет морально не устареет. Также и высокие цены на акустические системы сподвигают к тщательному выбору.

Помните, что вы покупаете не вещь для практичности и удобства. Акустическая система – это удовольствие, наслаждение, отдых. Поэтому перед её выбором включите ваши уши на полную.

Теперь подведём итог и распределим аудиосистемы на группы, исходя из потребностей пользователей.

Практика выбора акустических систем: интервью с экспертом Pult.ru

Несколько дней назад мне довелось побывать в северной столице, где я побеседовал с экспертами нашего магазина на Литейном проспекте. Специалист из Петербурга, ударник кап. труда Андрей Розов, подробно рассказал о том, на что следует обращать внимание при выборе акустических систем, как легко провести сравнительные тесты акустики в шоуруме, коснулся ряда интересных технических особенностей некоторых моделей АС, представленных сейчас в Питере.

Мне было интересно побеседовать с человеком который находится на «передовой», непосредственно консультирует клиентов в салоне. Из нашей беседы получилось интервью, которое будет полезно для всех, кто выбирает акустику. Эксперт ответил на ряд вопросов, возникающих у наших читателей, обратил внимание на несколько важных аспектов при выборе акустических систем.

Существует мнение о том, что качество звука прямо не зависит от технических характеристик акустической системы, мол не все изучено и не все измеримо, так ли это?

Качество зависит напрямую, субъективное восприятие — нет. За годы работы в pult.ru, я могу отметить, что лишь немногие покупатели обращают внимание на паспортные характеристики, спрашивают про АЧХ, нелинейные искажения или конструкцию фильтра. Как правило, сначала смотрят, потом слушают в шоуруме, а оценивают по принципу «звучит/не звучит». При этом, очень редко интересуются техническими подробностями.

В случае необходимости, мы всегда можем предоставить исчерпывающую информацию об использованных материалах и технологиях, но большинство покупателей интересует результат, а не средства его достижения. Оценивается этот результат, в подавляющем большинстве случаев, субъективно. Думаю, тут дело в том, что люди привыкли доверять своим ушам больше, чем паспортным данным устройства. Такая ситуация не только в Петербурге, на сколько мне известно, и в других регионах субъективизм при оценке в тренде.

Технически подкованные люди не редко пишут о том, что необходимо самостоятельно тестировать аппаратуру, но никто не везет в шоурум осциллограф. Есть ли способы достаточно точно определить характеристики аппаратуры без стендов и лабораторного оборудования до приобретения?

Тут стоит говорить о том, что многие не только не пытаются оценивать технически, но используют для прослушивания АС собственные файлы lossy форматов с низким битрейтом. Не редки случаи, когда покупатель просит подключить к системе смартфон и прослушать интернет радио с битрейтом 128 Кб/c или 96 Кб/c, где проблемы качества заметны даже не слишком притязательному слушателю. Понятно, что оценить качественную аппаратуру и верность воспроизведения достаточно сложно при таком исходнике.

Lossless тоже не панацея, так как не понятно, что было исходником, например, flac файла, выложенного в сети. Одно дело, когда пользователь самостоятельно конвертировал треки c компакт диска – там всё понятно и всё здорово, другая ситуация, когда первоисточник неизвестен – это «консервная банка», в которую неизвестно что положили.

Есть достаточно простой способ оценки акустических систем в шоуруме, который позволяет сравнить несколько систем без применения дополнительной аппаратуры. Используют диск с синусоидальным сигналом 315 Гц (уровень 0 дБ), громкость выводится на минимум. После запуска «синуса» громкость постепенно увеличивается, до момента, когда звук начнёт искажаться (жужжать и т.п). Уровень громкости, на которой началось искажение, записывается, затем тестируется вторая, третья система и т.п. Наиболее высокий показатель говорит о более высоком качестве и верности воспроизведения.

Также для контрольных тестов АС можно эффективно применять свип-тон, как правило, используют спектр от 20 Гц до 20 кГц. При прогоне в заданном частотном диапазоне можно обнаружить появление различных резонансов, дребезга деталей АС, призвуков. Если необходимо сравнить субъективные ощущения от музыки, воспроизведенной разными АС, наиболее правильным будет проведение слепого тестирования, желательно с заранее известным музыкальным материалом.

У людей, предъявляющих высокие требования к качеству звука, не редко возникают вопросы относительно драйверов АС, материалов, из которых изготовлены диффузоры. В сети обсуждения такого рода доходят иногда до ожесточенных баталий. Можно ли однозначно сказать, что тот или иной драйвер, объективно лучше (качественнее)?

Однозначной рекомендации дать нельзя, так как люди очень субъективно воспринимают звук акустических систем. У разных излучателей разные достоинства. Я не стану говорить о каких-то экзотических вещах вроде электростатической акустики или ионофонах. Если эту экзотику исключить, то условно можно разделить пристрастия покупателей на две категории.

Одни предпочитают системы, которые минимально искажают звук, не допускают даже минимальную окраску в звучании, такие люди покупают акустику с динамиками, оснащёнными классическими бумажными диффузорами, ленточными ВЧ-излучателями, часто используют студийные мониторы в качестве домашнего аудио. Для них наиболее существенные критерии: ровная АЧХ, отсутствие искажений, динамические возможности системы.

Другая категория — это люди, предпочитающие особенности звучания конкретной системы или бренда, им важны акценты на низких, средних или высоких, характерная окраска звучания, они оперируют таким понятием как музыкальность системы. У таких людей меньше требований и вопросов к материалам или технологиям, они больше внимания уделяют субъективному восприятию.

Есть вполне конкретные отличия в драйверах у систем, находящихся в разных ценовых категориях. Это особенно заметно на примере ВЧ-излучателей. Ленточные в более дорогих системах, купольные в сравнительно бюджетных. Для АС большое значение имеют характеристики и материал диффузоров динамиков, но при этом очень существенными факторами являются и акустическое оформление, и материал корпуса, и ещё в большей степени акустика помещения, в котором установлена АС.

Вы упомянули ленточные излучатели. Какие именно характеристики ленточных твиттеров качественно превосходят купольные ВЧ-динамики?

В первую очередь это диаграмма направленности. У динамиков с купольными диффузорами она достаточно узкая, соответственно, могут возникнуть проблемы с размещением АС, что актуально для квартир, где нет возможности организовать специальную комнату для прослушивания. У ленточных громкоговорителей она значительно шире, кроме того, использование (10 -20 микрон) плёнки дает возможность свести любые искажения к минимуму. Мембрана большинства купольных излучателей толще, даже в случае использования шелка.

В старших линейках достаточно активно используется именно ленточный твиттер, что оправдано как более высокой верностью воспроизведения высоких частот, так и широкой диаграммой направленности. При этом технология более дорогая, что, соответственно, сказывается на стоимости.

Существует ли технология, которая позволяет добиться таких характеристик без использования ленточных излучателей?

Есть оригинальные решения, например, у компании Klipsch и ряда других производителей. Там диаграмма расширена за счет использования рупорного акустического оформления твиттера. При этом в качестве излучателя использован динамик, который дешевле и проще ленточника в производстве. У рупорных систем есть ещё одно преимущество – это сравнительно высокий уровень чувствительности, а соответственно, отличные динамические показатели. Уровень чувствительности таких твиттеров может доходить до 93 — 95 Дб.

Бывают оригинальные модели, в которых комбинированы рупорный и ленточный твиттеры, эти системы, дороже. Суть подобной комбинации – объединить широкую диаграмму направленности и динамические возможности купольных ВЧ-излучателей.

Сегодня много говорят о возвращении интереса производителей к изодинамическим излучателям, насколько это актуально для наших клиентов России и для Питера в частности?

К напольной или полочной акустике это почти не относится, в основном изодинамика востребована пользователями наушников, иногда портативной акустики. Когда речь заходит о чем-то внушительном, покупатели чаще останавливают выбор на системах с классическими динамиками и ленточниками, большие «планары» пока остаются такой же экзотикой как электростаты. Если проще, в Питере ажиотажа нет.

С чем это может быть связано отсутствие интереса к этим технологиям?

В первую очередь стоимость. При прочих равных, классическую напольную АC можно приобрести, скажем, за 90 000 рублей, а экзотика будет стоить от миллиона. В случае с наушниками эта разница не настолько ощутима, особенно, если мы говорим о российском среднем классе. Когда речь идёт о такой разнице, люди с ограниченными ресурсами часто забывают про бескомпромиссное отношение к звуку и становятся очень прагматичными.

Еще одна причина – наушники чаще используют люди молодые, которым интересны инновации – это гибкий рынок. Большие АС, особенно напольные — это несколько другой сегмент, там больше традиционалистов в возрасте, они тяжелее воспринимают новшества и относятся к передовым идеям осторожнее.

Есть разные мнения относительно того, на сколько тот или иной компонент может влиять на тракт в целом. По твоему мнению (в процентном соотношении), на сколько АС определяет качество тракта?

Если исключить влияние помещения и качества записи, то АС – это порядка 50% результата. Безусловно, и источник и усиление влияют на качество, но меньше акустической системы. Если говорить о бюджетных комплектах и ресиверах, то, по моему мнению, АС – это вообще 80%, так как ресиверы, какими бы они ни были, звучат почти одинаково посредственно.

Многие из наших покупателей живут не в идеальных условиях и комната для прослушивания есть далеко не у всех. Есть ли способы решения проблемы без ремонтов и акустической подготовки помещения?

DSP-процессоры помогают в таких ситуациях, но не многие решаются потратить 30 тысяч рублей на это устройство, когда проблема может быть решена размещением звукопоглощающей поверхности в проекции прямого отражения.

Есть нюансы, связанные с акустическим оформлением самих АС, например, расположение отверстия фазоинвертора на фронтальной части колонки решает проблему размещения вплотную у стен. Эту проблему могут решать и закрытые корпуса, но они сейчас редки, несколько компаний мастодонтов применяют этот тип оформления, но нельзя сказать, что «закрытый ящик» пользуется большой популярностью.

При этом нужно понимать, что DSP-процессор – не панацея, он может решить ряд проблем, но существуют помещения, которым может не помочь и ремонт с использованием акустических материалов стоимостью в сотни тысяч.

Немного традиционной джинсы

Есть ли у тебя, как у эксперта личные предпочтения относительно производителей акустических систем?

Среди того, что у нас представлено, могу выделить Heco, Jbl, Focal, впрочем мне сложно сказать, что что-то однозначно лучше. Существует масса людей и мнений. Если говорить о сочетании цена/качество, то по моему мнению оптимальны АС компании Heco.

Искренне надеюсь, что рекомендации нашего эксперта помогут вам в выборе. В связи с дефицитом времени мы к сожалению обсудили не всё. При необходимости наши компетентные специалисты помогут вам сделать выбор и всегда готовы дать полезные рекомендации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector