Принцип работы стиральной машины-автомат
Устройство и принцип работы стиральной машины автомат
Независимо от марки автоматической стиральной машинки устройство моделей с фронтальной загрузкой практически идентично у разных производителей. Разбираться в устройстве такой техники следует любому ее владельцу. Это поможет понять, как работает машинка-автомат, что могло выйти из строя при разных проблемах, а также удастся ли справиться с поломкой своими руками.
К основным узлам машинки автомат относят:
- Корпус;
- Бак;
- Барабан;
- Систему залива воды;
- Прессостат;
- Электродвигатель;
- ТЭН;
- Сливную систему;
- Блок управления.
Корпус
Все элементы стиральной машины, независимо от марки – Indesit, LG, Samsung, Ariston, Electrolux, Bosch или другой, располагаются внутри ее металлического корпуса. В корпусе выделяют основание, переднюю панель с люком, верхнюю крышку, боковые стенки, а также заднюю стенку.
В верхней части передней стенки корпуса располагается панель управления, а в левом углу находится контейнер для загрузки моющего средства (дозатор). Обычно в таком контейнере предусмотрено 3 ячейки (две для порошка и одна для жидкого средства), но их может быть больше или меньше в зависимости от модели (от 1 до 5). Загруженный в дозатор порошок через один или несколько патрубков попадает внутрь бака под действием струи воды.
По центру передней стенки находится люк стиральной машины. В нем выделяют такие части, как резиновая манжета люка и устройство, отвечающее за блокировку люка во время стирки. Внутри манжета крепится к баку посредством хомута. Благодаря блокирующему устройству дверца не может быть открыта в процессе стирки. Чаще всего в таком устройстве имеется термоэлемент, поэтому после окончания стирки дверца некоторое время остается закрытой.
Система залива воды
Сигнал к набору воды поступает с управляющего модуля на электромагнитный клапан, к которому подключен шланг для залива воды. Данный шланг должен быть подсоединен к водопроводу.
Бак и барабан
Бак считают основным и наиболее объемным элементом машины-автомат. В нем может вмещаться 35-60 л воды. Чтобы во время стирки аппарат не вибрировал излишне сильно, бак не соединен с корпусом жестко. Для его поддержки в верхней части машинки есть две или четыре пружины, а в нижней – два или четыре амортизатора. Кроме того, чтобы исключить дисбаланс и сильную вибрацию бака во время стирки, на нем закреплены бетонные противовесы. Благодаря такой конструкции корпус во время работы техники, несмотря на колебания бака, остается неподвижным.
Внутри бака расположен барабан, связанный ременной передачей либо прямым приводом с двигателем. В барабан загружается белье, а после включения программы стирки в него через множество отверстий начинает поступать вода с моющим средством. Спереди бак соединен с барабаном резиновой манжетой, обеспечивающей герметичность, а в задней части вал барабана проходит сквозь бак к подшипниковому узлу.
Для изготовления барабана обычно используют нержавеющую сталь, а бак может быть как стальным, так и из пластика. Второй вариант стоит дешевле, но отличается большей хрупкостью и меньшим сроком службы. Зачастую бак имеет две половины, которые соединяются болтами либо с помощью хомута, но во многих машинках встречаются неразборные баки.
Сливная система
Главными элементами системы слива машинки-автомат являются сливная помпа и пластиковый сливной гофрированный шланг длиной 1-4 метра. Одна часть шланга крепится к насосу с помощью хомута, а вторая выводится в канализационную систему.
Слив в норме должен выполняться несколько раз во время стирки. В устройстве насоса выделяют моторчик, крыльчатку и «улитку», к которой подключают шланги. Насос чаще всего является синхронным. Работой насоса управляет электронный модуль.
Поскольку наиболее частой неисправностью сливной системы является выход насоса из строя вследствие его засора, устройство машинки предусматривает возможность легкого доступа к насосу для его регулярной очистки. Проверять и чистить фильтр насоса рекомендуют минимум раз в 6 месяцев.
Блок управления
Этот узел стиральной машиной командует всеми другими элементами, поэтому его смело можно назвать «мозгом» аппарата. Его также называют программатором, электронной платой или модулем управления. Именно из такого блока отдаются команды, которые выполняются системой залива, ТЭНом, барабаном, сливным насосом и другими деталями.
Блок управления является наиболее сложной и дорогостоящей частью стиральной машины. В его устройстве выделяют цифровой индикатор, благодаря которому пользователь знает все о работе аппарата. В большинстве моделей при неисправности такой индикатор начинает показывать код ошибки. Узнав его расшифровку, можно определить, в чем суть поломки и можно ли с ней справиться без вызова мастера. Если из строя вышел сам модуль, для его ремонта или замены следует обратиться к специалисту.
Датчики
Работа модуля управления основана на контроле разных датчиков, отправляющих на него информацию обо всех процессах в машинке во время стирки.
Такими датчиками являются:
- Прессостат. Так называется датчик, функцией которого является отслеживание уровня воды. Еще одним его называнием является реле уровня. Он бывает электронным либо механическим, а принцип его функционирования – пневматический. Как только прессостат отправляет сигнал на модуль управления о достаточном количестве воды в баке, машинка продолжит свою работу.
- Воздушная камера. Такая деталь из пластика находится рядом со сливным патрубком и важна для работы прессостата. Когда бак наполняет вода, давление воздуха в данной камере пропорционально увеличивается вместе с давлением воды. Через небольшой штуцер давление передается на прессостат.
- Термостат. Такой датчик расположен в нижней части бака. Главной функцией этого датчика является определение температуры воды в баке и передача данных на управляющий модуль.
- Таходатчик. Его основная работа заключается в контроле оборотов двигателя, что важно для разных режимов стирки и процесса отжима.
Как работает стиральная машина
Все пользуются бытовой техникой, но мало кто знает, как она работает. А это может очень пригодиться при поломке и необходимости ремонта. Как работает стиральная машина? Многие не затруднятся с ответом: загрузили белье и включили на кнопку, вода поступила, а барабан начал вращаться. А для чего тогда все внутренние комплектующие? Разберем подробнее.
Устройство и принцип работы стиральной машины-автомата (СМА)
Чтобы наглядно объяснить, как функционирует стиралка, взгляните на ее устройство:
Распишем поэтапно алгоритм работы каждого элемента:
- За цифрами 1, 2, 3 скрываются защитные панели. Если их демонтировать, вам откроется расположение внутренних узлов машинки.
- 4 — это дверца люка. После загрузки белья она герметично закрывается, блокируя поток воды.
- 5 — электромагнитные клапаны. Они служат для забора воды в бак, которая поступает по заливному шлангу (6). Когда управляющий модуль подает ток на катушки клапана, его мембраны открываются и поток заходит в бак. После достижения необходимого уровня мембрана закрывается.
- Вода не сразу поступает прямо в бак. Сначала она проходит по шлангам к порошкоприемнику и дозатору — 7. В бункере (8) находится моющее средство, которое вы засыпали. Напор вымывает порошок и по патрубку (9) попадает в бак (10).
- 11 — это стальной барабан, который расположен в баке. Именно там находится белье. Барабан перфорирован специальными отверстиями, через которые впрыскивается вода с моющим средством.
- 12 — манжет люка или уплотнительная резинка. Она позволяет дверце герметично закрыться, не допуская утечки.
- Бак удерживается сверху пружинами (13), а снизу — амортизаторами (14). Они гасят вибрации во время отжима, не позволяя конструкции биться о стенки корпуса.
- 15 — противовес. Изготавливается из бетона или чугуна. Может находиться сверху, спереди или сзади бака, закреплен болтами. Также служит для гашения вибраций и колебаний, чтобы машина не «прыгала» по комнате.
- 16 — прессостат или датчик уровня. Небольшой прибор связан с баком посредством трубки. Он подает сигнал модулю об уровне воды в барабане. Когда ее достаточно, давление повышается, на что реагирует трубка прессостата, и забор прекращается.
- 18 — ТЭН (трубчатый электронагреватель). Как только барабан наполнился, включается ТЭН, выполняя нагрев до указанной термостатом температуры.
Как элемент знает, когда отключиться? Для этого в его корпусе установлен термистор (датчик температуры). Он фиксирует температуру и передает сообщение модулю.
- 17 — сливная помпа (насос). Сливает отработанную жидкость в канализацию после каждого цикла. Сразу жидкость проходит через патрубок, затем защитный фильтр. Последний задерживает крупные частицы, которые могут повредить помпу. Это забытые в карманах монеты и другие предметы. Затем вода с помощью крыльчатки проходит через насос и по сливному шлангу отправляется в канализацию.
Итак, белье загружено, вода залита, нагрев включился. Пора оказывать механическое воздействие на вещи, которое обеспечивает вращение барабана. Но как он крутится?
- 19 — электрический двигатель. В обычном исполнении мотор находится под баком, на задней стенке которого расположен большой шкив. Приводной ремень передает крутящий момент от малого шкива мотора на большой. Так барабан начинает вращаться. В последнее время внедряются инверторные двигатели прямого привода. Конструкция изначально крепится на заднюю стенку вместо шкива, не требуя дополнительных приспособлений.
На этапе стирки покачивания барабана медленные. Скорость увеличивается при отжиме. Количество оборотов может достигать до 800–2000, в зависимости от установленного режима. Регулировать вращения мотору помогает таходатчик.
- 20 — панель управления. На ней находятся дисплей, клавиши, программатор. С их помощью вы можете устанавливать режимы и контролировать этапы работы стиральной машинки.
- 21 — командоаппарат. Этот «умный» модуль и есть «мозг» стиралки. Именно на плате располагаются симисторы, которые отвечают за работу тех или иных узлов. Связь с комплектующими поддерживается путем проводки.
Мы описали схему работы машинки. Теперь опишем, как должна работать техника на разных этапах.
Основные циклы стиральной машинки
Разные марки и модели СМА имеют дополнительный функционал в зависимости от предпочтений производителя. Но все приборы включают три основных цикла стирки:
Рассмотрим, как проходит каждый из них. После загрузки белья в барабан вы засыпали порошок в отделение. Программа выбрана и запущена. Какие этапы она проходит?
Лен и хлопок. Все начинается с предварительной стирки или замачивания. Эти ткани прочные и плотные, поэтому техника не жалеет времени и температуры для обработки.
- Машина забирает порошок из второго отделения.
- Нагревает воду от 30 до 50 градусов.
- Медленно покачивает барабан в течение 30 минут.
Основной цикл. Отработанная жидкость слилась, чистая уже набрана. Моющее забирается из основного отсека и разбавляется водой. Белье прокручивается быстрее, продолжительность процесса до 1 часа 50 минут. При этом СМА может понемногу доливать холодную воду. Это позволяет подготовить ткань к полосканию и избежать термоудара. Некоторые модели могут провести полоскание и отжим, прежде чем перейти на другой этап.
Дополнительная обработка. В последнюю очередь берется жидкость из среднего отделения дозатора. Это может быть ополаскиватель, крахмал (по усмотрению пользователя). Средство разводится водой и воздействует на вещи от 5 до 10 минут.
Окончание. Белье равномерно распределяется и отжимается с высокой скоростью в течение 10 минут.
Синтетика. Программа предусматривает все вышеописанные операции, но в большинстве моделей отсутствует этап предварительной стирки. Также цикл длится при более низких температурах.
Деликатные ткани. Подходит для шелка, шерсти, атласа. Предварительный этап исключается. Основная стирка проходит при температуре 30–40 градусов и сопровождается легкими покачиваниями барабана. Цикл завершается гидростопом: программа останавливается с водой и требует ручного включения слива. Отжим не срабатывает либо бывает минимальным.
Работа стиральной машины может включать сушку. Она проходит после отжима и позволяет достать чуть влажное белье для облегчения глажки.
Так работает наша «чудо-техника». После поэтапного рассмотрения устройство стиралки уже не кажется таким сложным. Возьмите статью на заметку, возможно, информация пригодится вам при ремонте или проблемах с выбором программы. Видео поможет подробнее вникнуть в процесс:
Устройство бытовых стиральных машин одинаково, будь то модели с вертикальной или фронтальной загрузкой. Вне зависимости от марки («Индезит», LG, «Самсунг», «Бош») все детали спрятаны в металлическом корпусе. В основу корпуса входят: передняя, задняя, верхняя крышки, основание. Тип загрузки определяет расположение люка – горизонтальное или вертикальное.
Внутреннее устройство автоматической стиральной машины состоит из деталей и узлов, которые отвечают за ту или иную функцию. Рассмотрим подробнее каждую деталь.
Техническое устройство стиральной машины
Начнем с самого главного – «мозга» стиралки.
Управляющий модуль и элементы электроники
Электронный модуль управляет всеми деталями в машине. Он подает сигнал к запуску или выключению через проводку, которая соединяет плату и узел СМ.
Все программы, режимы и функции контролируются и выполняются модулем. Поэтому, если один из его элементов выходит из строя, может перестать работать любая часть машины. Для того чтобы выполнять определенные задачи: правильно залить воду в бак, контролировать обороты двигателя при стирке и отжиме, у блока управления есть «помощники».
Прессостат
Прессостат или датчик уровня контролирует количество воды в баке. Он выполняет работу, измеряя давление в баке. После чего отправляет сигнал электронному модулю. Управляющий блок, в свою очередь, подает команду входному клапану о прекращении забора воды.
Клапан забора воды
В зависимости от типа, клапан может иметь от одной до трех катушек. На эти катушки подается напряжение, благодаря чему мембрана клапана открывается и запускается. Как только блок подал команду – мембрана открывается и ведется набор воды в бак. После прекращения подачи электричества на катушки мембрана закрывается.
Тахогенератор
Именно таходатчик помогает электронному блоку регулировать обороты мотора. Ведь для каждой программы стирки либо отжима требуется различная скорость вращения барабана.
Датчик температуры
Строение ТЭНа в современных моделях «Аристон», «Занусси», «Ардо», «Электролюкс» предусматривает наличие термистора. Прибор представляет собой металлическую трубку, которая устанавливается в корпусе нагревателя.
Термистор определяет степень нагрева воды, посылая сигнал модулю. Главный блок отключает нагреватель, когда температура воды поднимается до нужного уровня.
Другие элементы
Это проводка, панель управления, командоаппарат, индикаторы. Все то, что позволяет управлять, задавать режимы и программы в стиральной машине.
Исполняющие детали
Устройство стиральной машины-полуавтомат и автомат предусматривает наличие исполняющих узлов. Электронный блок дает команду деталям, после чего они начинают работать.
Электродвигатель
Двигатель в стиралке способствует вращению барабана на разных оборотах.
В современных машинах установлены моторы с прямым приводом. Это инверторные двигатели, которые крепятся к барабану. Они более эффективные, мощные и бесшумные. Их конструкция надежна, поэтому ломаются такие моторы очень редко.
Зачастую встречаются коллекторные двигатели. Они передают обороты барабану за счет приводного ремня.
Коллекторы устроены просто: их конструкция содержит статор, ротор и щетки. Электрические щетки выполняются из мягкого материала, поэтому часто им требуется замена в результате износа.
Электрический нагреватель (ТЭН)
Служит для нагрева воды в баке. Каждая программа стирки требует различной температуры воды. Электронный блок посылает заданный сигнал ТЭНу, после чего выполняется нагрев. Термостат контролирует температуру и после достижения заданных показателей посылает модулю сигнал.
Устройство блокировки люка
Это электронный замок дверцы. Вручную вы закрываете только механический замок дверцы. При запуске программы слышится щелчок, который говорит о блокировке люка. Только после этого начинается забор воды.
Сливной насос
Помпа позволяет откачивать воду из бака после стирки, полоскания. Бывают синхронные и асинхронные насосы.
Из чего состоит помпа? Изнутри ее конструкция одинакова: мотор, крыльчатка. Сверху располагается улитка, к которой подсоединяется сливной патрубок, шланг.
Чаще всего насос ломается из-за попадания посторонних предметов. Если во время стирки из кармана выпали монеты, потом они могут попасть в слив. Забиваются фильтр, шланг, патрубок и сама помпа. Читайте, как ее почистить.
Конструкция бака
Бак может быть выполнен из стали или пластика. Из последних разработок – бак из полиплекса. В зависимости от производителя стиралки («Атлант», «Канди», «Вирпул» и другие) он может быть:
- Разборным. Две половинки скрепляются шурупами.
- Неразборным. Две части герметично склеены.
К баку подключены различные элементы и выводы. Рассмотрим их подробнее.
Амортизаторы
Демпферы или амортизаторы – это детали, которые погашают колебания при работе СМА. Демпфер прикрепляется к нижней части бака и к корпусу стиралки. При сильном отжиме бак не будет подпрыгивать и биться о стенку.
Пружины
Пружины удерживают бак сверху и выполняют ту же функцию, что амортизаторы. Верхний крючок пружины закрепляется за корпус, нижний – за часть бака.
Если в стиральной машине установлен двигатель с ременным приводом, тогда к баку крепится шкив. На него надевается ремень, передающий обороты мотора. Шкив вращается вместе с барабаном. Закреплен мощным болтом по центру.
Противовесы
Тяжелые блоки делаются из бетона или пластика. Соединяются они болтами с внешней частью бака для восстановления баланса.
Со временем противовес может разрушаться из-за сильной вибрации. Но чаще всего ослабляются их крепления, которые можно затянуть потуже.
Барабан
Находится внутри бака, выполняется из нержавеющей стали. У него цилиндрическая форма, имеется отверстие спереди для загрузки белья. Задняя часть служит для соединения с крестовиной и баком. Внутри вся поверхность барабана перфорирована, что позволяет сливать воду.
Остальные детали
Осталось разобраться с мелкими элементами, которые служат для удобства стирки и автоматизации процесса.
Лоток-дозатор
Лоток делится на несколько частей (обычно три). В одну из них засыпается порошок для основной стирки, во вторую – для предварительной. Третий отсек служит для жидких средств и ополаскивателей.
Лоток помещен в бункер, к которому подведены шланги от входного клапана. Через них в отсеки поступает вода для забора порошка.
Резиновая манжета
Уплотнительная резина расположена на люке и служит для герметизации двери. Одна часть резины крепится на корпусе, другая прикреплена к баку хомутами.
Шланги и патрубки
Заливной шланг устанавливается на входном отверстии для подачи воды. Другая его часть крепится к корпусу.
Сливной шлаг крепится к насосу и канализации.
Патрубок установлен от бака до насоса. Вода, сливаясь из бака, поступает в патрубок, а оттуда – в насос.
Есть заливной патрубок, который подает воду в бак из водопроводной системы.
Как видите, конструкция стиральной машины довольно сложная и предполагает массу деталей и компонентов. Если предстоит ремонт, стоит досконально разобраться, как эта техника устроена, чтобы облегчить разборку, сборку и сами ремонтные процедуры.
Более детальную информацию о каждой модели стиральной машины можно узнать в инструкции.
Устройство стиральной машины-автомат
Современные автоматические стиральные машины, вне зависимости от производителя (Samsung, LG, Indesit, Bosch, Ariston, Candy или др.), устроены практически одинаково. Отдельные модели имеют ряд конструкционных особенностей по типу двигателя, способу загрузки и наличию дополнительного функционала. Имея представление об устройстве стиральной машины, расположении ее основных узлов и принципе работы отдельных элементов, можно не только самостоятельно провести небольшой ремонт, но и предотвратить различные поломки. В этой статье мы расскажем о том, как устроена стиральная машина автомат, рассмотрим схемы и разберемся в технических особенностях агрегатов разного типа.
Основные детали
Чтобы ознакомиться с устройством стиральной машины, прежде всего рассмотрим расположение ее основных узлов, элементов и деталей, наглядно представленное на схеме ниже.
К основным узлам стиральной машины относятся:
- корпус и его элементы;
- панель управления и электронный модуль;
- бак и барабан;
- электродвигатель;
- электронагреватель (ТЭН);
- системы забора и слива воды;
- система балансировки.
Помимо ключевых деталей стиральная машина оснащена различными вспомогательными элементами: дополнительными датчиками и реле, индикаторами, шлангами и патрубками, а также другими составными частями.
Рассмотрим основные узлы подробнее.
Корпус и его элементы
Все узлы стиральной машины расположены в едином корпусе. Его основными составляющими являются следующие детали:
- каркас;
- верхняя панель;
- передняя панель. У моделей с фронтальной загрузкой на передней панели установлен загрузочный люк (иногда с дополнительным окошком). Кроме того, на передней стенке располагаются дозатор для моющих средств и панель управления;
- нижняя передняя длинная и/или короткая панель/дверца (зависит от модели);
- задняя стенка. Она может представлять собой цельную панель или иметь дополнительный сервисный люк;
- боковые панели;
- поддон;
- регулируемые ножки.
Корпус машин с вертикальным типом загрузки обычно оснащен откидной верхней панелью, которая выполняет роль дверцы загрузочного люка. В большинстве моделей на ней закреплен и дозатор для моющих средств. В новых модификациях верхняя панель может иметь встроенную дверцу загрузочного люка.
К вспомогательным деталям корпуса относятся крепежные элементы, транспортировочные болты, фиксирующие защелки и сервисные крючки. Некоторые производители помещают в корпус и дополнительные детали, например, датчик вибрации, датчик протечки и другие.
Электронный модуль и панель управления
Запуск всех процессов стиральной машины осуществляется через панель управления. С помощью рычагов и кнопок, расположенных на ней, команды поступают в «мозг» агрегата – электронный модуль. Он включает в себя плату, модуль управления и программатор. Модуль руководит процессами стирки и отдает команды всем узлам. В его память «вшиты» специальные программы. Список программ зависит от модели машинки. Для контроля над процессами стирки модулю требуется информация от разных узлов агрегата. Для этого используются датчики:
- прессостат;
- термостат;
- таходатчик;
- другие (датчик закрытия люка и т. д.).
Контролируя процессы стирки, электронный блок осуществляет обратную связь с пользователем через панель управления. В зависимости от модели машинки информация отображается на дисплее агрегата или выводится через соответствующие световые индикаторы.
Панель управления у машин с фронтальной загрузкой расположена на передней стенке, у моделей с вертикальной загрузкой – на верхней панели (в зависимости от модели она может быть расположена на поверхности или скрыта под декоративной крышкой).
Бак и барабан
Бак – самый большой элемент стиральной машины. Он представляет собой емкость, внутри которой расположены барабан, ТЭН и термостат. На баке имеются места крепления патрубков, через которые происходит набор и слив воды.
Устройство барабана стиральной машины довольно простое: деталь представляет собой большой цилиндр из нержавеющей стали со множеством отверстий. Фронтальная часть барабана соединяется с баком через резиновую манжету. На задней стороне детали расположена крестовина, к которой прикреплен вал. Связующим звеном между валом и барабаном является подшипниковый узел (подшипники и сальники).
У моделей с вертикальной загрузкой барабан установлен на двух подшипниковых узлах и имеет створки.
Электродвигатель
Электрический двигатель обеспечивает вращение барабана стиральной машины. Существует три основных типа двигателей, которые в настоящее время используются для стиральной техники:
- асинхронные;
- коллекторные;
- инверторные (с прямым приводом).
Двигатель приводит в движение барабан через шкив с помощью ремня (асинхронные и коллекторные типы) или напрямую (инверторный двигатель). Скорость вращения и количество циклов регулируются модулем управления. Если стиральная машина оснащена двигателем с ременным приводом, тогда на баке расположен шкив. Через него проходит ремень, передающий обороты мотора на барабан.
Система балансировки
Бак не имеет жесткого соединения с корпусом – его поддерживают пружины и амортизаторы.
Амортизаторы – это детали, которые погашают колебания при работе машинки. Они крепятся к нижней части бака и к корпусу. Пружины выполняют ту же функцию и удерживают бак сверху.
Чтобы уравновесить вибрацию, возникающую в процессе отжима, в корпус машинки встраивают систему противовесов – тяжелые блоки из бетона или пластика, которые крепятся к внешней части бака.
Электрический нагреватель (ТЭН)
Трубчатый электронагреватель используется для нагрева воды в баке. После команды с модуля управления на него подается напряжение и происходит нагрев воды до необходимой температуры. При достижении заданных параметров термостат отправляет модулю сигнал и последний отключает деталь. ТЭН чаще всего расположен в нижней части бака под барабаном.
Системы подачи и слива воды
Система подачи воды состоит из заливного шланга, впускного клапана, входного фильтра и патрубков, соединяющих лоток для моющих средств с заливным шлангом и баком.
Электромагнитный впускной клапан выполняет роль крана, открывая и перекрывая поступление воды в бак в нужное время, согласно режиму стирки. Объем поступающей воды контролируется прессостатом.
Система слива воды, в свою очередь, включает сливной насос (помпу), шланг, фильтр и патрубки. Управляющий модуль подает сигнал на помпу, после чего запускается ее электродвигатель и начинается откачка воды из бака через сливной шланг.
Принцип работы
После запуска выбранной программы срабатывает блокировка люка. На впускной клапан поступает сигнал от электронного модуля и начинается процесс забора воды. Прессостат контролирует наполнение емкости. Включается двигатель, скорость вращения которого регулирует таходатчик. Из лотка всасывается смесь воды и моющего средства. На данном этапе происходит замачивание белья.
Затем включается ТЭН, при этом нагрев воды контролируется термостатом. Запускается процесс основной стирки. По окончании данного этапа модуль подает сигнал на помпу, вода сливается и производится отжим. Прессостат определяет, что в баке нет воды, запускается ее набор, а затем полоскание белья. Этот процесс повторяется несколько раз.
Заключительный этап – окончательный отжим (зависит от режима) и откачивание воды, после чего модуль подает сигнал о завершении процесса стирки и происходит разблокировка люка.
Устройство стиральных машин может отличаться в зависимости от модели, типа загрузки и наличия дополнительных функций. Но имея представление об основных узлах, вы сможете устранить простые неполадки без помощи специалиста. Надеемся, что данная информация вам пригодится.
Видео
Предлагаем к просмотру видеосюжет по теме статьи:
Окончила авторский физико-математический лицей и художественную школу. Получила высшее экономическое образование по направлению «инновационный менеджмент». Фрилансер. Замужем, активно путешествует. Интересуется буддийской философией, увлекается трансерфингом и любит средиземноморскую кухню.
Нашли ошибку? Выделите текст мышкой и нажмите:
В посудомоечной машине хорошо отмываются не только тарелки и чашки. В нее можно загрузить пластмассовые игрушки, стеклянные плафоны светильников и даже грязные овощи, например картошку, но только без применения моющих средств.
Нити из золота и серебра, которыми в старину вышивали одежду, называются канителью. Для их получения металлическую проволоку долго тянули клещами до состояния необходимой тонкости. Отсюда и пошло выражение «тянуть (разводить) канитель» – «заниматься долгой однообразной работой» или «затягивать выполнение дела».
Если на любимых вещах появились первые признаки вынашивания в виде неопрятных катышков, от них можно избавиться при помощи специальной машинки – шейвера. Он быстро и эффективно сбривает сбившиеся в комки волокна ткани и возвращает вещам достойный вид.
Перед тем как выводить различные пятна с одежды, нужно выяснить, насколько безопасен выбранный растворитель для самой ткани. Его наносят в небольшом количестве на малозаметный участок вещи со стороны изнанки на 5-10 минут. Если материал сохраняет свою структуру и цвет, можно переходить к пятнам.
Свежий лимон подходит не только для чая: очистите загрязнения с поверхности акриловой ванны, потерев половинкой разрезанного цитруса, или быстро вымойте микроволновку, поставив в нее емкость с водой и дольками лимона на 8-10 минут при максимальной мощности. Размягченную грязь останется просто вытереть губкой.
Привычка «экономно» пользоваться стиральной машиной-автомат может привести к появлению в ней неприятного запаха. Стирки при температурах ниже 60 ℃ и короткие полоскания позволяют грибкам и бактериям с грязной одежды оставаться на внутренних поверхностях и активно размножаться.
Удалить накипь и нагар с подошвы утюга проще всего поваренной солью. Насыпьте на бумагу толстый слой соли, нагрейте утюг до максимума и несколько раз, слегка придавливая, проведите утюгом по солевой подстилке.
Натяжные потолки из ПВХ-пленки способны выдерживать от 70 до 120 л воды на 1 м 2 своей площади (в зависимости от размеров потолка, степени его натяжения и качества пленки). Так что можно не опасаться протечек от соседей сверху.
Для борьбы с молью существуют специальные ловушки. В липкий слой, которым они покрыты, добавлены феромоны самок, привлекающие самцов. Прилипая к ловушке, они выбывают из процесса размножения, что ведет к уменьшению популяции моли.
Как устроена ваша стиральная машина
Почти в каждом доме есть стиральная машина автомат (СМА). Но как она может быть устроена, для большинства людей остается загадкой. Если вы собираетесь сами ремонтировать некоторые узлы своего стирального агрегата, то знать, как устроена стиральная машина, будет полезно.
Схема стиральной машины
Перед тем, как рассматривать каждый узел СМА, вам следует посмотреть, как выглядит схема стиральной машины, чтобы вы имели общее представление о ее строении.
Модуль управления
Эту часть стиральной машины автомат можно назвать, без преувеличения, “мозгом” устройства. Он управляет всеми процессами, когда агрегат начинает стирать, отдает команды всем узлам, в том числе и электродвигателю, о начале или завершении работы. В модуле управления установлены специальные программы, которые он выполняет. Список этих программ у каждой модели СМА разный. Есть модули более “умные”, с большим списком режимов и задач. Бывают попроще, дающие команды, на выполнение основных функций стирки и отжима.
При выходе электроники из строя СМА начинает работать с ошибками или вообще останавливается.
Для контроля над процессом стирки, модулю требуется информация от разных частей машины. Для этого используются датчики, которые отсылают в “мозг” стиралки сигналы:
Датчик контроля уровня воды
Этот датчик контролирует уровень воды в баке. С его помощью модуль узнает информацию о ее количестве при наполнении. В паре с этим датчиком работает воздушная камера, которая, в зависимости от того, насколько заполнен бак, подает на него давление.
Термодатчик
В стиральных машинах такие устройства встречаются двух типов – термостат и термистор. Первые можно увидеть на оборудовании прошлых лет. Термостаты в свою очередь делятся на газонаполненные и биметаллические. В последних используется реле: при изменении температуры оно замыкается. В газонаполненных устройствах залит фреон, при нагревании которого замыкается контакт регулятора.
Термистор для стиральной машины
Датчики, работающие на термисторах, применяются в более продвинутой современной технике, рассчитывая сопротивление в момент нагрева. Они гораздо надёжнее и эффективнее обычных термостатов. К тому же занимают заметно меньше полезной площади.
Таходатчик
Для контроля скорости вращения двигателя используется таходатчик. Только с его помощью возможны разные режимы скоростей двигателя в процессе стирки или отжима.
Другая электроника
К ней относятся разнообразные реле (например, датчик закрытия люка), световые индикаторы и дисплей, показывающий информацию о выполнении текущей операции, панель навигации. Так, в моделях машин ATLANT (Атлант), бывает пять видов панелей:
- со светодиодной индикацией;
- с сегментным дисплеем и световой индикацией;
- панель управления с ЖК-дисплеем;
- панель управления с ЖК-дисплеем и кнопками навигации;
- со светодиодной индикацией и сегментным дисплеем.
Основные элементы СМА
В результате получения всей информации от датчиков, электронный модуль начинает обрабатывать ее и отдает команду управляющим элементам машинки, после чего весь механизм включается в работу. К ним относятся:
Замок дверцы люка
Перед запуском стирки управляющий модуль блокирует люк посредством систем магнитов или металлических пластин. Первые удерживают дверцу за счёт магнитного поля, тогда как вторые закрывают отсек для стирки с помощью термоэлемента. Он нагревает пластину вследствие чего она расширяется, фиксируя люк.
Подача и слив воды
Патрубки идут от отсека для моющих средств и барабана до впускного клапана, на выходе которого крепится заливной шланг. Система статично закрепляется внутри корпуса хомутами из мягкого пластика. Впускной клапан – это своего рода кран, открывающийся согласно выбранному режиму стирки.
Наполнение воды в баке контролируется дифференциальным манометром – устройством для измерения перепада давлений. Сливается вода с помощью помпы и выходного шланга. Чаще всего система включает в себя фильтр. За активацию слива отвечает управляющий модуль.
Система слива СМА
Электродвигатель
Центрифуга стиральной машины вращается за счёт электрического двигателя. В продаже можно встретить немало разновидностей последних, но чаще всего устройства идут с прямым приводом (инверторные) либо коллекторные, реже асинхронные агрегаты.
Скорость вращения барабана, количество циклов и прочие функциональные возможности настраиваются посредством модуля управления.
Инверторные двигатели соединяются с центрифугой напрямую, тогда как коллекторные и асинхронные с помощью шкива и приводного ремня.
Бак и барабан СМА
Здесь мы имеем барабан (центрифугу) с перфорацией, где по периметру проходят рельефные рёбра. Они могут быть разной длины и высоты. Рёбра при вращении барабана позволяют равномерно распределить бельё по имеющейся площади, что заметно облегчает последующий отжим.
Центрифуга может быть из пластика или нержавейки. Последняя исключает проблемы с коррозией, но стоимость стиральной машины при этом заметно увеличивается.
Конструкция бака бывает разборной и неразборной. В первом случае обслуживать устройство гораздо легче.
Сама центрифуга вращается на подшипнике, который расположен на валу. Здесь же находится шкив передачи. Судя по обзорам техники и отзывам потребителей лидерство по качеству подшипников удерживают бренды Zanussi и Gorenje.
Трубчатый электронагреватель
Чтобы нагреть воду в баке, используется ТЭН. Напряжение на него подается после команды с системы управления, после чего начинается подогрев воды до необходимых показателей. При достижении запрограммированной температуры, термостат отправляет сигнал в модуль на отключение нагрева.
Следует обратить внимание, что ТЭН со временем покрывается толстым слоем накипи, которая ухудшает отдачу тепла, из чего следует перегрев и перегорание спирали нагревателя. Поэтому рекомендуется периодически проводить очистку ТЭНа. Но, например, в новых стиральных машинках Samsung (Самсунг) используется нагреватель, имеющий двойное керамическое покрытие.
Другие детали корпуса
Основная часть конструкции автоматической стиральной машины была описана выше. Но остались некоторые элементы, которые не были упомянуты:
- система амортизации;
- бункер для порошка;
- корпус стиральной машинки;
- шланги.
Амортизация
При вращении центрифуга вызывает сильную вибрацию, поэтому жёсткое крепление к корпусу стиральной машины не используют. Роль амортизаторов взяли на себя специальные пружины, расположенные по периметру барабана.
Более того, почти все модели оснащены системой противовесов. Это утяжелённые блоки, каждый из которых содержит бетон или размагниченный металл. Грамотно выстроенный амортизирующий тандем позволяет практически полностью исключить вибрацию корпуса. Но такой подход можно увидеть только на стиральных машинах премиального уровня.
Противовес стиральной машины
Бункер для порошка
В отделении дозатора находится лоточек для порошка и ополаскивателя. К этому отделению подведены патрубки, через которые подается вода для смыва моющих средств.
Устройство стиральной машины автомат Zanussi (Занусси) отличается от других моделей наличием системы Jet System, которая благодаря постоянной циркуляции моющего раствора равномерно пропитывает белье во время замачивания. Агрегат способен определить момент, когда ткани хорошо пропитались, и пора отключать подачу воды.
Корпус СМА
Если из машинки вынуть все внутренние части, то останется корпус, содержащий люк для загрузки и верхнюю крышку. Корпус является каркасом машинки, к которому прикрепляются все элементы и узлы стирального агрегата.
Шланги
Чтобы заливать или производить слив воды из машинки, к ней подсоединяются шланги. Сливной отводят в канализацию или в специальную емкость. Наливной подсоединяется одним концом к водопроводу, а другим к СМА.
Принцип работы стиральной машины
После включения техники пользователь выбирает нужную программу и активирует процесс стирки. Загрузочный люк блокируется. Впускной клапан открывается и начинается забор необходимого объёма воды. Дифференциальный манометр при этом контролирует наполнение бака.
Затем включается двигатель, и центрифуга начинает вращаться. Параллельно с этим из специального отсека в барабан поступают моющие средства. После процедуры замачивания происходит основная стирка: активируется нагревательный элемент, где за нагнетание температуры отвечает термодатчик.
По окончании начинает работать помпа, сливая всю воду из бака. Количество циклов зависит от выбранного режима. Заключительным этапом стирки идёт отжим, после которого барабан останавливается, а главный чип даёт команду о разблокировке люка.
Принцип работы стиральной машины автомат был рассмотрен выше. И поняв, каким образом работает этот агрегат, можно приступать к изучению отдельных его частей и механизмов. Но существуют СМА с вертикальной загрузкой, например – Ардо. Устройство таких стиральных машин отличается размещением люка для загрузки, и некоторыми внутренними конструктивными особенностями, разработанными для такого типа агрегатов.
Краткий обзор узлов СМА, конечно же, не поможет вам в ремонте, но зная устройство, легче найти причину неисправности машинки и изучить узел, вышедший из строя более досконально.